среда, 29 июля 2020 г.



                                           Что такое «Адаптация»?

Адаптация ребёнка к детскому саду – это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке.

Период привыкания ребёнка к новым социальным условиям делится на три этапа:

            Сначала, это - острый период, когда происходит рассогласование между привычным поведением и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения  ребёнка во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в его  речевой активности, в игре, в деятельности нервной системы.

            Затем - собственно адаптация. В этот период ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем.

            И только потом - период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются, т.е. достигают исходного уровня все регистрируемые показатели: аппетит, сон,  эмоциональное состояние, игра и речевая активность.

Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка:

·         Если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растёт общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10 – 12 дней.

·         Если у ребёнка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц или более.


Как родители могут помочь своему ребёнку легче адаптироваться к ДОУ:

·         Расширяйте круг общения ребёнка, это поможет ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми.

·         Формируйте у ребёнка игровые умения, любознательность, познавательную активность. Тем самым вы поможете ему быстрее ориентироваться в группе при поступлении в детский сад, воспитателю же будет нетрудно заинтересовать ребёнка игрушками, вовлечь в игру или занятие.

·         Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.

 

   

                                       «Первые дни в детском саду»

Итак, адаптация ребёнка к детскому саду – это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке

·         Привыкание – это постепенный процесс: сначала оставляйте ребёнка в детском саду на час – два, потом до обеда или до тихого часа и только затем на полный день. Увеличивайте  время в зависимости от эмоционального состояния малыша.

·         Водите ребёнка в детский сад каждый будний день, не пропускайте без причины, иначе адаптация будет прерываться.

·         Если ребёнок начинает плакать и просит вернуться, не делайте этого. Он плачет потому, что он не чувствует себя в безопасности и под защитой.

·         Прощаясь, поцелуйте ребёнка, улыбнитесь и скажите, что обязательно за ним вернётесь.

·         Расставание должно быть коротким и радостным.

·         Дайте ребёнку с собой в детский сад любимую вещь (чаще всего, это игрушка). Это поможет малышу чувствовать рядом с собой частичку дома..

Дома:

·         Играйте и общайтесь с ребёнком.

·         Не спрашивайте, нравится ли ребёнку в саду и пойдёт ли он туда завтра.

·         Спросите ребёнка, что он ел, и какие игрушки ему понравились.

·         Не наказывайте малыша за капризы и выходки.

·         Чаще обнимайте и говорите, что вы его любите.

·         Не пугайте ребёнка походом в садик – это не наказание, а удовольствие.

·         Если у вас есть недовольства детским садом, не обсуждайте их в присутствии ребёнка.

·         Следите за здоровьем ребёнка, даже лёгкое покраснение горла или небольшой насморк – противопоказания для посещения детсада. Ребёнка следует 3-4 дня подержать дома, организовав щадящий режим.

 

 

               «Типичные ошибки родителей в период адаптации ребёнка к ДОУ»
 

К сожалению, иногда родители совершают серьёзные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребёнка к детскому саду.  Чего нельзя делать ни в коем случае:

1.      Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании о необходимости идти в сад. Нужно помнить, что ребёнок имеет право на такую реакцию. Необходимо ещё раз сказать ему, что вы его очень любите и обязательно придёте за ним.

2.      Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что ребёнок ещё очень маленький и не понимает взрослых разговоров. Но, на самом деле, он чувствует обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает его собственную тревогу.

3.      Нельзя пугать детским садом: «Будешь себя плохо вести, пойдёшь в детский сад». Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

4.      Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребёнке. Это наводит малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тревога не пройдёт вообще.

5.      Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придёте очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придёт нескоро, чем будет ждать её целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

 

  

                             «Как помочь ребёнку снять дневной стресс?»

1.      Один из источников напряжения для ребёнка в детском саду – это большое количество чужих людей вокруг. После дня, проведенного в садике, дайте ребёнку возможность побыть одному, уединиться в кукольном уголке. Не расспрашивайте его слишком назойливо о том, что происходило в течении дня, не приглашайте в дом много гостей, избегайте конфликтов в семье. Дайте нервной системе малыша восстановится.

2.      За день ребёнок успевает соскучиться по родителям. Поэтому, не следует, приведя его домой, сразу же приступать к выполнению домашних дел. Пусть ребёнок посидит у вас на коленях, расслабится от ваших прикосновений. Побудьте немного времени вдвоём.

3.      Забрав ребёнка из детского сада, прогуляйтесь с ним немного. Небольшая прогулка позволит ребёнку перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.

4.      Понаблюдайте за ребёнком – к чему он инстинктивно  стремится, возвращаясь домой: музыка, домашние животные, игрушки, книги… Всё это является для него источником стихийной психотерапии.

5.      Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного тёплой воды, положите противоскользящий коврик, включите тёплый высокий душ. Игры в воде должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, дать 2-3 баночки и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще. Через 15 – 20 минут можно идти в кровать.

6.      Исключите телевизор и компьютер.

7.      Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж.

 

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий